Софья Хабибуллина: «Художественное образование — один из важнейших элементов существования общества»
В Уральской государственной архитектурно-художественной академии на днях начала свою работу вторая часть выставки, приуроченной к 10-летию Института изобразительных искусств. В экспозиции представлены несколько десятков работ, по сути, являющихся олицетворением творческого потенциала и таланта студентов вуза.
«Апельсин» решил выяснить, чем сейчас живут и дышат молодые студенты-художники, и правда ли, что у выпускников Института ИЗО УралГАХА практически нет региональной конкуренции. На эти и многие другие наши вопросы ответила директор Института ИЗО Софья Хабибуллина. Она рассказала «Апельсину», как географическое расположение вуза связано с особенностями художественной школы, какие феномены уральского образования уже сейчас подвергаются научному разбору и почему выпускники Института ИЗО никогда не останутся без работы.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, что именно можно увидеть на выставке, приуроченной к 10-летию Института ИЗО?
-В этой экспозиции можно увидеть курсовые и дипломные работы наших студентов и выпускников. Они прошли строгий отбор, поэтому все, что представлено на выставке — бесспорные шедевры. Среди авторов есть уже довольно известные в творческих кругах фигуры, например, Кирилл Бородин, у которого часто случаются персональные или совместные выставки, или Анастасия Савина — очень талантливый керамист. Те произведения, которые можно увидеть на этой выставке, выполнены с использованием ее собственной, авторской технологии — это целая серия на «пчелиную» тему, все элементы которой обработаны путем вощения. Это не просто сложно и красиво, но еще и трогательно: от «ульев» как будто бы исходит тонкий медовый запах.
- Десять лет для структурного подразделения вуза, по большому счету, это возраст молодости, но в то же время - непременный повод подвести промежуточные итоги. Какие они для Института ИЗО?
-Если говорить более округло, то УралГАХА вообще и Институт ИЗО в частности стали одним из крепчайших оплотов художественного образования на Урале. За десять лет мы в нашем структурном подразделении смогли аккумулировать потрясающий по силе творческий тандем служителей искусства. Я говорю, в первую очередь, о преподавательском составе, куда входят заслуженные художники РФ, лауреаты государственной премии и почетные академики Российской академии художеств. Среди них Юрий Крылов, Ольга Орешко, Оксана Черкасова, Алексей Караев, Нина Костина, Борис Клочков, Михаил Житников и многие другие весьма известные в Екатеринбурге и за его пределами люди.
-В связи со всем этим можно ли говорить о том, что у выпускников Института ИЗО УралГАХА фактически нет конкуренции на Среднем Урале?
-Пожалуй, можно сказать и так. Во всяком случае, ни на Среднем, ни на Южном Урале больше нет таких учебных заведений, которые бы настолько плотно и детально занимались вопросами художественного образования.
-А что касается Москвы и Петербурга?
-Это, конечно, совсем другая история, но нужно понимать, что вузы, которые находятся в этих городах-гигантах, охватывают совсем другую абитуриентскую аудиторию. Конечно, это базовая школа, благодаря которой формировались стандарты художественного образования для всей России, но в наши дни понимание качества несколько расширилось, и УралГАХА как уральский центр художественного образования уже давно успела зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Кроме того, мы занимаем весьма удачное положение, как раз на границе Европы и Азии — для многих абитуриентов лучше и придумать нельзя.
-Вы упомянули о московской и петербургской школах художественного творчества, а можно ли то же самое понятие применить к Уралу? Выделяют ли специалисты в качестве уникального явления уральскую школу искусств?
-Конечно! Уральская школа анимации, например, - это уже сложившееся понятие, которое подразумевает наличие определенных характеристик. Во многом лицо уральской анимации формируют именно наши выпускники: Нина Бисярина, Анна Буданова и многие другие, раз от раза успешно показывающие себя на самых разных профессиональных фестивалях. То же самое можно сказать и про уральскую школу художественного текстиля - это тоже понятное и сложившееся явление. На недавно прошедшей Второй российской триеннале современного гобелена и текстильного искусства в музее «Царицыно» участники зачитывали ряд докладов, касавшихся особенностей уральской школы художественного текстиля. Так что это явление, которое уже подвергается научному разбору.
-А с другими художественными вузами России вы как-то сотрудничаете?
-Наши студенты постоянно участвуют в различных, совместных с другими вузами творческих проектах — в первую очередь, это, конечно же, выставки и разнообразные конференции. Непосредственно сейчас в Белорецке проходит выставка трех вузов — Магнитогорского университета имени Носова, УралГАХА и РГППУ. В рамках ее научной части представители учебных заведений обсуждали проблемы вузов в области художественного образования, которые существуют на данный момент, говорили о необходимости более тщательного межвузовского взаимодействия...
-И каковы же проблемы творческих вузов?
-Довольно стандартные, мало чем отличающиеся тех, что существуют в других вузах, — проблемы по сохранению качественного контингента, по взаимодействию с министерствами культуры и образования... В текущей экономической ситуации нет особого смысла говорить о недостатке финансирования, но, тем не менее, это тоже проблема, любой вуз скажет, что хотел бы получать за свою работу чуть больше финансовых вливаний. Нужно ведь понимать, что художественное образование — это серьезная вещь, один из важнейших элементов существования общества, отвечающий за повышение культурного уровня граждан, за духовную связь внутри общества...
-Эту связь будут налаживать, в том числе и ваши выпускники. Институт ИЗО отслеживает их дальнейшую судьбу?
-Конечно, и очень тщательно. Надо отметить, что наших выпускников практически нет на бирже труда — как правило, все хорошо устраиваются в жизни, практически все работают по своим или смежным специальностям. Институт ИЗО дает довольно широкое образование, которое позволяет студентам перестраиваться в ходе обучения, познавать новое, выбирать. Все сферы, в которых наши воспитанники находят себя, касаются культуры и искусства, дизайна, менеджмента в области культуры, преподавательской деятельности, нередко — рекламы.
-А у них есть возможность работать за рубежом?
-Наши выпускники часто проходят стажировки за границей, иностранные работодатели охотно их берут. Некоторые после практики остаются работать там и вполне приятно себя чувствуют.
-Бытует мнение, что художественное образование в России, в том числе и в УралГАХА, остается на уровне советской школы, в то время как в Европе оно гораздо активнее следует модным тенденциям. Могут ли у выпускников Института ИЗО возникнуть трудности из-за этого во «взрослой жизни»?
-Полагаю, что правильней будет говорить не об устаревших канонах, а о следовании традициям. Я считаю, что традиции отечественного образования нужно поддерживать, развивать и углублять, потому что без знания традиций создать что-то новое невозможно. Если студентам этого кажется мало, то им никто не мешает заниматься самообразованием, совсем наоборот.
-Ценности самообразования прививаются преподавателями?
-Конечно, все преподаватели Института ИЗО работают со студентами с использованием интерактивных форм, а они всегда предполагают самостоятельное углубление в дополнительный материал.
-Подводя итог, какие тенденции Вы как специалист в этой области могли бы выделить не в художественном образовании, а в художественной сфере России вообще и Урала в частности?
-Скорей всего, главная тенденция — это недостаточность и неразвитость художественного рынка, нехватка качественной менеджерской работы в области культуртрегерства. У нас катастрофически не хватает профессиональных арт-менеджеров, и нашим выпускникам, например, нередко приходится совмещать два трудно совместимых дела — творить и самостоятельно продвигать свои работы. Это тяжело и, конечно, неправильно. Однако, есть надежда, что в очень скором времени негативная тенденция будет побеждена, и художник в России будет только художником.
Автор: ИА "Апельсин"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.